6+
Мобильная версия

МБУК «ЯРМ»
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Ямальский
районный музей

    Телефоны:
    8(34996) 3-04-58
    Факс:
    8(34996) 3-04-58
    Электронный адрес:
    yarsale-muzey@yandex.ru
    Адрес:
    629700, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямальский район, с. Яр-Сале, ул. Худи-Сэроко д.18
    Часы работы:
    Рабочее время:
    с 900 до 1830
    Перерыв на обед:
    с 1230 до 1400
    Суббота:
    с 1000 до 1800
    без обеда
    Выходные дни:
    Воскресенье
    Главная » О музее » Музейные истории длиной в четверть века

    Музейные истории длиной в четверть века

    Музейные истории длиной в четверть века

    27 августа 2016г. Ямальский районный музей отметил 25-летие. За прошедшие четверть века в истории существования музея произошло немало значимых и запоминающихся событий.

    История музея в посёлке Яр-Сале началась в 1991 году и связана с именем основателя - учителя истории Ямальской средней школы-интерната Г. С. Зайцева.

    Основной задачей явились сохранение, изучение этнокультуры и приумножение культурного наследия ямальских ненцев и других народностей, проживающих в Ямальском районе. Также это и обеспечение доступности музейных фондов для населения района, изучение истории, культуры, традиции края, совершенствование музейной деятельности. Но, кроме того, раз имеется музей, а значит и музейные предметы, необходимо было обеспечить сохранность музейных коллекций, организацию и ведение учёта фондовых предметов, проведение научно-исследовательских работ.

    Одним из основных направлений деятельности музея является экспозиционно-выставочная деятельность. Всего, открывается в среднем более 20 временных стационарных и передвижных музейных выставок, в том числе передвижных и обменных выставочных проектов (в связи с Указом Президента РФ №597 от 7 мая 2012 года) из фондов МВК им. И.С. Шемановского, г. Салехард. Музейным обслуживанием за летние периоды охватываются и сельские поселения: Салемал, Сюнай-Сале, Новый Порт, Панаевск и п. Бованенково.

    Для максимального удовлетворения интересов и потребностей населения сотрудниками музея организуются и проводятся мероприятия для детей, молодежи и для взрослого населения (музейные массовые мероприятия, открытия новых тематических выставок, мастер-классы). Всего проводится в среднем за год до 30 массовых мероприятия,

    В целях создания условий для доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, обеспечения деятельности и качественного выполнения Плана работы музея в части научно-просветительской, экспозиционно-выставочной работы перед сотрудниками музея продолжается работа по разработке культурно-образовательных программ для учащихся, подготовке сценариев массовых мероприятий музея, написание текстов экскурсий, лекций для учащихся младшего, среднего и старшего звена, для лиц с ограниченными физическими возможностями и других групп населения, организацию проведения массовой, экскурсионной, лекционной работы в соответствии с утвержденными нормами среди населения с.Яр-Сале, Ямальского района, учащихся школ, ДОУ, центров дополнительного образования, работающей молодёжи.

    Доля музейных мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп: детей и подростков, пенсионеров, инвалидов и т.п., в % от общего числа проводимых мероприятиях составляет – 100 %, доля мероприятий, рассчитанных на участие всей семьи от общего количества мероприятий составляет - 95 %.

    Культурно-образовательная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея, теоретической основой которой является музейная педагогика; важное звено музейной коммуникации, важное средство развития творческого потенциала человека, формирования его ценностных ориентаций.

    Формы культурно-образовательной деятельности, проводимых в музее разнообразны. К традиционным относятся экскурсии и лекции, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др. В последние годы в музее стали применяться клубные формы музейной работы: круглые столы, вечера, музейные праздники, мастер-классы. Для успешной реализации культурно-образовательных программ в музее осуществляется дифференцированный подход к различным группам посетителей. Музейная аудитория делится по возрастному признаку на детскую (приоритетная группа музейных посетителей) и взрослую; а также по социальному, профессиональному, национальному и другим признакам (семьи, групповые или одиночные, дети из семей, находящихся в социально-опасном положении, студенты, пенсионеры, посетители с ограниченными возможностями т.д.).

    Для максимального удовлетворения интересов и потребностей населения сотрудниками музея организуются и проводятся мероприятия для детей, молодежи и для взрослого населения (музейные массовые мероприятия, открытия новых тематических выставок, мастер-классы).

    Ежегодно музейным обслуживанием охватывается более 66 % от общей численности населения района.

    В целях организации досуга и свободного времени в рамках летней музейной акции «Каникулы с музеем» для неорганизованных групп детей, подростков на период летних каникул с 01 июня по 31 июля года Ямальским районным музеем в районе проводятся детские культурно-образовательные занятия и экскурсии по выездным музейным выставкам. Музейными мероприятиями: игры, конкурсы, музейные занятия, мастер-классы, проведение экскурсий по передвижным выставкам на период летних каникул в рамках данной акции, были охвачены неорганизованные группы детей, подростков.

    Увеличение количества выставок и количества посещений выставок и музейных мероприятий, а также всех показателей деятельности с 2012 по 2016 гг. связано с проведением ряда совместных массовых мероприятий с Департаментом образования и департаментом по труду и социальной защите населения, Центром национальных культур.

    С 2012 по 2016 гг. музей целенаправленно проводит культурно-образовательные мероприятия по привлечению несовершеннолетних детей, состоящих на различных видах профилактических. учётов: КДН, СОП (дети, находящихся в сложной жизненной ситуации). В целях организации досуга и свободного времени для неорганизованных групп детей, подростков на период летних каникул, поддержки многообразия культурно-досуговой деятельности населения Ямальского района в целях создания условий занятости детей и подростков «группы риска», профилактики безнадзорности и роста преступности среди детей и подростков на период летних каникул с 01 июня по 31 августа музей ежегодно проводит музейные акции «Каникулы с музеем» в с. Яр-Сале, а также на дет. Оздоровительных лагерях и площадках с. Яр-Сале, сельских поселений Ямальского района: с. Салемал, с. Панаевск, с. Новый Порт, с. Сюнай-Сале).

    Работники музея в своей работе тесно сотрудничают с департаментом образования Администрации МО Ямальский район, Ямальская школа – интернат, Ямальский центр внешкольной работы, Информационным агентством «Яр-Сале – ТВ».

    Кроме того, музей работает с одним выходным днём в течение всего отчётного года. Также музей принимает участие во многих масштабных окружных и районных культурно-образовательных и патриотических акциях и проектах

    Ежегодно музей посещают более 9 тыс. человек. Музей проводит как ставшими уже традиционными «Ночь музеев», «Ночь искусств», так и тематические календарные мероприятия, приуроченные к районным праздникам, таким, как «День оленевода», «День рыбака», «День Победы», «День молодёжи» и т.д. Практически ни одно районное мероприятие не обходится без участия районного музея: это и выездные выставки, мастер-классы, музейные уроки…

    Музей очень активно откликается на многие окружные проекты, как, например, участие в 2014 г. в Едином Дне открытых дверей в рамках окружного проекта «Ровесники Ямала», посвященного 85-летию со дня образования Ямало-Ненецкого автономного округа…

    Участниками мероприятия тогда стали люди старшего поколения, внёсшие большой вклад в развитие района и автономного округа, а также учащиеся Ямальской школы-интерната, волонтёры.

    В 2016 г. музей принял самое активное участие сразу в двух окружных проектах. В рамках окружной патриотической акции «Служили наши земляки», которая стартовала 20 января 2016 года, Ямальский районный музей совместно с ФКУ «Военный комиссариат ЯНАО в Ямальском районе»

    провел цикл культурно-образовательных и научно-просветительских мероприятий с учащимися Ямальской школы-интерната.

    В Ямальском районном музее была организована музейная мини-экспозиция «Оружие: от каменного наконечника стрелы до автомата Калашникова», проводились лекция и музейные уроки мужества, посвящённые Дням воинской Славы России. В течение месячника проводились мероприятия для учащихся Ямальской школы-интерната и несовершеннолетних подростков КДН и СОП. Нашим юным посетителям был предложен просмотр презентации «Отечественное стрелковое оружие» и рекламных роликов о военных специальностях. В заключение ребята участвовали в интеллектуальных играх.

    А 18 февраля 2016 года в музее прошел урок мужества для старшеклассников Ямальской школы-интерната с военным комиссаром Ямальского РВК Р.Ф. Искандаровым. Интересной частью урока стала интеллектуальная игра «Своя игра: Армейский экспресс». В игре наша современная молодежь показали свои отличные знания…

    За участие в данной акции коллектив музей в феврале 2016 г. был награждён Дипломом ГБУ ЯНАО «Региональный центр патриотического воспитания».

    На основании распоряжения Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.03.2016 г. № 38-Р «…в целях подготовки к празднованию 50-летия со дня учреждения профессионального праздника День геолога, в марте 2016 года на территории автономного округа стартовал региональный проект «Моя профессия - геолог».

    Ямальский районный музей отметил профессиональный праздник День геолога, который праздновался во всех геологических и добывающих организациях России 7 апреля, открытием музейной экспозиции «Геология не только профессия, это образ жизни», которая состоялось 11 апреля 2016 года, с целью популяризации значимости вклада геологоразведочной отрасли в экономическое развитие Ямальского района.

    В рамках музей принял также участие в общешкольном уроке (для 5 – 11 классов), который проходил в актовом зале Ямальской школы-интерната. Основными задачами были, во-первых, ознакомление с историей развития и становления геологической отрасли на территории Ямальского района, во-вторых, в повышении престижа профессии геолога и главное - профессиональная ориентация молодежи в выборе будущей специальности. Была также организована стационарная музейная выставка «Геология не только профессия – это образ жизни».

    Ямальская школа-интернат и музей подготовили совместную выставку, посвященную профессии ямальского геолога. На выставке экспонировались документы, доклады, компас, фрагмент бура (шарожка-долото), фотоаппарат «Зенит», полевая документация, карты, реальные фотографии членов ямальских геологических экспедиций, из личного фонда А. Ядуванкина, Дробницы Ю.И., Сапогова Д.М., работавших в Ямальском районе с 1962 по 1980-е годы и другие экспонаты, которые помогли прикоснуться к сути геологической специальности, связанной не только с романтикой, но и с трудностями полевой работы и ежедневным бытом, удаленным от благ цивилизации.

    В рамках празднования 71-й годовщины со Дня Победы в Великой Отечественной войне 6 мая 2016 года в музее открылась временная музейная выставка «Подвигу участников оленно-транспортных и лыжных батальонов посвящается…». Вниманию посетителей была представлена экспозиция: оленья упряжка с каюром, который везет боеприпасы; далее боец лыжного батальона в маскхалате с биноклем, оружием и лыжами на фоне экспозиционного баннера с изображением отряда лыжников и оленьей упряжки. Не все жители нашей страны знают, какую важную роль сыграли оленно-транспортные и лыжные батальоны в боях за Советское Заполярье. Поэтому в этом году музей посвятил экспозицию отважным воинам Севера. Задачей оленно-транспортных батальонов, в состав которых вошли оленеводы – коренные жители Ненецкого, Ямало-Ненецкого округов и республики Коми, было доставлять на передовую грузы (продовольствие, оружие и снаряды), также вытаскивали сбитые самолеты и вывозили раненых солдат. С помощью оленьего транспорта было вывезено с передовой более 10 тыс. раненых, доставлено на фронт около 17 тыс. тонн боеприпасов и других военных грузов, эвакуировано из тундры 160 самолётов, совершивших вынужденную посадку вследствие неисправности или боевого повреждения. Около 8 тыс. военнослужащих и партизан доставлено для выполнения спецзаданий в тылу врага.

    Уже восьмой год подряд в Ямальском районном музее проходит традиционная ежегодная культурно-познавательная акция «Ночь музеев, посвященная Международному дню музеев. На этот раз она состоялась в ночь с 21 на 22 мая 2016 года. Тема музейной ночи Кино. Кино. Кино», была посвящена Году российского кино, впрочем, как и во всех российских музеях. В эту ночь музеев посетители смогли окунуться в мир старого доброго кино, посмотреть театрализованного представления по киносказкам, знаменитого советского кинорежиссёра Александром Роу, поучаствовали в различных интеллектуальных викторинах, мастер-классах: «Кукла-оберег Пеленашка» и «Кинематографическая лента с гвоздиками». На игровой площадке поиграли в различные настольные игры: пазлы, лото и др. На площадке «Зелёный май: посади цветок» участники акции занимались зелёной рассадой. На мастер-классе «Актерская школа для всей семьи» от режиссера досуговых мероприятий ЦНК Л. Куценко участники попробовали изобразить разные эмоции: радость, печаль, злость…

    Из увлекательной и познавательной лекции-презентации «Российское кино: очень краткая история» дети и взрослые познакомились с историей российского кино, узнали о первых отечественных кинофильмах, актерах, о первых мастерах режиссуры и много интересного. А для взрослых и поздних гостей музей приготовил эксклюзивную программу: участие в кинопробах новой музейной киностудии «A NEW’ CORPARATION COMPANY “YARSALE MUZEY FILMS"» со съёмками в игровом кинофильме с рабочим названием «Дело было в Яр-Сале или ярсалинский переполох»... Многие участники были номинированы статуэтками музейной кинопремии «Золотой олененок» «За лучшую женскую роль», «За лучшее изображение роли скаковой лошади», «За лучший звук», «За лучшую мужскую роль», «Чтоб костюмчик сидел», «За элегантность, за артистизм», «За роль второго плана», «За вклад в кинемузееграфию» (это совершенно новая музейная номинация, не слыханная в мире кино). Ночные посетители музея порадовали и отличными знаниями, поучаствовав в интеллектуальных викторинах по любимым кинокомедиям, а также, блестящей эрудицией и отличным музыкальным слухом, разгадывая по любимым мелодиям названия кинофильмов. Очень приятно было вспомнить и освежить свои знания о шедеврах российской кинематографии.

    Для гостей музея также были подготовлены лекция-презентация «Жизнь одного актера. Олег Даль» - это и биография актера, и его первые начинания, взлеты-падения, его первые рол…, показ короткометражных фильмов, фотосессии в костюмах любимых киногероев. Не остался без внимания музейный сенсорный киоск. Многие с большим удовольствием рассматривали ретро-фотоснимки, пробежались по электронным страницам Энциклопедии Ямальского района, а самые музыкальные из посетителей даже спели понравившиеся им песни из кинофильмов военных лет.

    Все участники музейной акции «Ночь музеев» остались довольны своим участием в музейной программе. Некоторые посетители оставили интересные отзывы и пожелания: «Спасибо большое за интересное мероприятие!!! Было очень интересно!», «Спасибо всем кто представлял викторины, интересные презентации, и конечно всем кто участвовал и пришел на это удивительное, интересное мероприятие!», «Хочу выразить огромную благодарность за возможность общения, за труд, который вложили при подготовке к «Ночи музеев»...

    С 4 июля по 6 июля 2016 года в Бованенково при поддержке общественного движения «Ямал» работала передвижная музейная выставка «Мир тундрового мужчины». На экспозиции были представлены мужские орудия труда и предметы быта – сверло, пила, рубанок, ножи с ножнами, пяла – прибор для растяжки шкуры, макеты нарт и многое другое; традиционная национальная мужская одежда – малица с сорочкой, кисы; и конечно, главный атрибут ненецкого оленевода – тынзян (аркан). А также были выставлены уникальные этнографические коллекции ненецких табакерок из кости мамонта, рога оленя, дерева и коллекции железных наконечников копий и стрел XIV-XVII вв. и также топоров: – каменных, костяных и железных.

    В рамках празднования Дня рыбака 9 июля 2016 году Ямальский районный музей представил вниманию жителей и гостей села Салемал очередную передвижную музейную выставку «Сказ о великой реке и большой рыбе».

    Вниманию салемальцев были представлены архивные документы 1940-1980-х гг., предметы рыболовного промысла середины и конца ХХ в., скульптура «Ид Ерв» – хозяин воды, сделанная мастером-косторезом С. Лугининым, и подаренная в дар музею главой МО Ямальский район А.Н. Кугаевским в 2004 г. Также на экспозиции была представлена большая коллекция значков СССР и значков с изображением символов городов и районов ЯНАО. С интересом рассматривая экспозицию, особенно, старшее поколение, смогло мысленно вернуться в те самые годы, когда Пуйковский рыбзавод выполнял и перевыполнял очередной план по вылову живого серебра. О достигнутых результатах и внесению вклада в рыбную промышленность ямальских рыбаков свидетельствуют Книги Почёта Пуйковского рыбозавода, которые вызывают у ветеранов рыбного хозяйства и их потомков неугасаемый интерес. Также сотрудники музея провели с подростками веселые интеллектуальные викторины, конкурсы. А маленькие посетители еще смогли цветными карандашами раскрасить раскраски с забавными рыбками.

    Вот такой полноценной общественно-важной жизнью живёт небольшой муниципальный музей с количеством сотрудников из 3-4 человек, без собственного музейного помещения и специально оборудованного фондохранилища. В перспективе при проектировании экспозиций и выставок планируется использовать современные информационные технологии, тогда любой посетитель сможет получить углубленную информацию о событиях, связанных с темой экспозиции, об экспонируемых предметах (или получить сведения об аналогичных из базы данных), совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя.

    «Имеются колоссальные фонды, краеведческая библиотека, но при этом основной проблемой музея является нехватка квалифицированных кадров: время от времени в музее появляются молодые сотрудники, но их недостаточный опыт, необходимость ведения кропотливой работы с музейными фондами, небольшая заработная плата при огромнейшем объёме работы, отпугивают многих из них.

    В части комплектование фондов планомерно и целенаправленно продолжается процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания в соответствии с перспективным планом комплектования музейных фондов. В основном фондовые коллекции музея пополнялись по комплексному способу комплектования, что удовлетворяет запросам экспозиционно-выставочной и образовательной деятельности музея. Комплектование происходило за счёт закупок отдельных предметов, профинансированных из средств местного бюджета, безвозмездной передачи (дара) в собственность музея коллекций или предметов организациями или частными лицами).

    В рамках подготовки к празднованию 75-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в 2020 г. в фондовую коллекцию «Историко-бытовые предметы» хотелось бы приобрести образцы предметов военного времени: макеты пулемёта «Максим», пулемёт-пистолет Дектярёва и др. Для музейной экспозиции в рамках окружного патриотического проекта «Карские экспедиции» необходимо финансирование на приобретение экспозиционного тематического баннера, военно-морской атрибутики и формы военных моряков периода 1941-1945 гг.

    Общее количество основного фонда музея к I полугодию 2016 г. составило – 13463 единицы хранения, научно-вспомогательный фонд составил – 1345 единиц хранения, совокупный музейный фонд составил 13808 единиц хранения. Из них описано внесено в электронную базу данных КАМИС – 13808 ед. хр.

    Фонд музейных предметов основного фонда за периоды 01.01.2012 по 01.06. 2016 г. увеличился на 2159 ед.

    Самые уникальные экспонаты музея: редкие документы, относящиеся к экспедиции П.П. Крузенштерна в 1862 г., к берегам Ямала, в т.ч. Свидетельство на имя П.П. Крузенштерна о присвоении ему звания лейтенанта флота, Свидетельство о награждении Сейча Сэротэтто серебряной медалью «За Усердие» (1863г.) за спасении команды шхуны «Ермак» в 1862 г., археологические коллекции памятников «Вары Хадыта», «Яртё-VI», «Юрибей» и др.; этнографическая коллекция культовых предметов ямальских ненцев; коллекция каменных, бронзовых и железных наконечников стрел IV-XVII вв.; ненецкая зимняя ягушка, отороченная мехом собаки. XIX в.; медно-литая коллекция икон XVIII-XIX вв.; бронзовая коллекция женских украшений X-XII вв., редкие книги: Псалтырь XVII века, Русско-ненецкий и ненецко-русский словарь Г.Д. Вербова 1936 года, Книга «Новый Завет. 1896 г. различные предметы быта первых русских переселенцев конца XIX – начала XX вв.: самопрялки, тальянка, тульские самовары А.А. Погожева и товарищества В.И. Баташева, швейная машинка «Зингер» 1910 г. медная, керамическая и деревянная посуда, женский комплекс из Архангельской губернии, чёрно-белые фотографии первой Ямальской культурно-хозяйственной базы 1930-х годов и др.

    Археологическая коллекция музея формировалась из разных источников: часть сдана с археологический раскопок учёными-археологами археолого-этнографической экспедиции ТГПИ под руководством А. Головнёва (археолог А. В. Соколков) в 1989 г. Значительное число предметов данной коллекции передано частными лицами как случайные археологические находки в Ямальской тундре.

    Благодаря этим экспедициям, музей получил в свои фондовые различные предметы из керамики, бронзы, железа, меди, кости, бересты, камня, которые являются не только интересными историческими свидетельствами, но и имеют значительную художественную ценность (прежде всего бронзовая художественная пластика с зооморфным декором: бляхи, подвески, женские украшения), относящиеся приблизительно к XII-XIX вв. В фондовые коллекции музея археологические предметы поступили после камеральной обработки.

    Фрагменты керамических изделий относятся к середине I – нач. II тыс. н.э., Интересную коллекцию представляют собой железные наконечники стрел, приблизительно датированные IV- XIV вв., коллекция монет от 1770 до 1916 гг., железные и каменные орудия X-XI вв., такие как топоры, наконечники хорея и копий, сабли, ножи.

    Особенную ценность для музея представляют бронзовые женские украшения, серьги, чаша, браслеты, подвески IX-XIII веков найденные на территории Яптиксалинской тундры Ямальского района (2007 г.) и юрибейская коллекция женских украшений (2012 г.).

    За последние пять лет году фондовые коллекции музея пополнились редкими музейными экспонатами XIX века, приобретёнными в Архангельской области у частного предпринимателя, который собирал свою коллекцию по сёлам и деревням Русского Севера. Комплектованием занимались целенаправленно, т.к. уже значительное количество лет задумывалась музейная экспозиция «Русский быт: первые русские переселенцы на Севере Сибири и на Ямале в конце XIX – начале XХ вв.».

    Благодаря пополнению коллекции столь значительным количеством музейных предметов музей реализовать свой выставочный проект, где сотрудники музея только за последние три года провели целый ряд массовых музейных мероприятий в рамках празднования Дней славянской культуры и письменности для взрослого и детского населения: открытие временной выставки «Русский быт: первые переселенцы на Ямале в конце ХIX-начале XX веков» (в рамках празднования Дней славянской культуры и письменности), массовое музейное мероприятие «Бабушкины посиделки», праздничное музейное мероприятие «Праздник Масленицы. Пожалуйте к нам в гости на блины», Музейный праздник «День игры и игрушки в музее», посвящённый празднованию Международного дня музеев», Музейное занятие «Аз, буки, веди или как появился алфавит» и др. Предметы данной коллекции экспонируются и на других мероприятиях районного уровня, например: на экспозиции русского быта на районных фестивалях дружбы народов «Возьмёмся за руки друзья!», экспозиция «Русское подворье» на День празднования Дня района и Дня села и т.д.

    На протяжении многих лет в музее работает до 3- 4 человек: это руководитель, главный хранитель, научный сотрудник и смотритель.

    Конечно, в последнее время, как отмечают многие музейщики, наметилась опасность превращения музеев в место проведения культурно-массового досуга при сокращении и даже отказе от научных исследований. Ясно, что культурно-образовательная деятельность музея также важна, но необходимо сохранять сущностные параметры музейной работы - научное изучение источников и представления результатов обществу, например, в виде каталогов, буклетов, вставок, научных конференций, докладов и других публикаций и т.д.

    Одной из основных задач работы музея является внесение сведений о музейных предметах в электронную базу данных КАМИС, организация учёта и хранения музейных предметов, осуществление научного комплектования музейных коллекций, составление учётно-хранительской документации, подготовка заседаний ЭФЗК и т.д. В программу КАМИС вносятся все предметы музейного значения, поступающие в дар и приобретаемые по закупке от физических и юридических лиц и составляется электронная учётно-хранительская документация. Вся эта работа также требует детального изучения музейного предмета, знания некоторых фактов истории, искусства, обществознания и кропотливого, внимательного, детального изучения предмета.

    Одним из ведущих направлений деятельности музея является научно-исследовательская работа - это накопление, обработка и введение в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия. Результаты научно-исследовательской работы находят отражение в специфических музейных формах, к важнейшим из которых относятся экспозиции и выставки. Публикация каталогов коллекций, путеводителей по экспозициям и выставкам и другие издания музеев также являются результатом этого направления деятельности музея.

    Музейные предметы проходят многоэтапную детальную и глубокую научную обработку для расширения их информационного потенциала. Изучение сосредотачивается на стадии научной инвентаризации, что призвано раскрыть их историческое и художественное значение. Технический прогресс не стоит на месте, и в мире появляются все новые способы и средства изучения музейных предметов и получения новых данных, поэтому работа по изучению ведется постоянно. Например, углеродный анализ, способный помочь в датировке предмета. Изучение музейных фондов включает атрибуцию, классификацию, систематизацию и интерпретацию. В процессе атрибуции выявляются присущие музейным предметам признаки (материал, техника, форма, размер, вес, цвет, время и место бытования и т.д.). В частности, благодаря сопоставлению предмета с аналогичными ему. Этот этап изучения исследует как физические, химические и т.п. свойства предмета (это необходимо для выработки рекомендаций по хранению), так и свойства, позволяющие судить о назначении предмета, его происхождении и истории бытования. Но в любом случае атрибуция может потребовать значительных усилий, для того чтобы определить, что это за предмет.

    Особое место и большую часть рабочего времени сотрудников занимает научная инвентаризация музейных предметов, как основная форма изучения, описания и научного определения музейных предметов основного фонда. Инвентаризации подлежат все музейные предметы, поступившие в постоянное пользование музея. При работе с музейными предметами при инвентаризации систематизируем их по типам источников, коллекциям, видам материала, видам искусства, технике, назначению. Например: вещевые источники, естественно-научные материалы, археологические коллекции, нумизматические коллекции (монеты, ордена, медали, жетоны, знаки, бумажные деньги), этнографические коллекции, изделия из металла, дерева, керамики, тканей и др.; оружие, мебель, изобразительные источники (живопись, графика, скульптура, декоративно - прикладное искусство и фотографии, письменные источники (рукописные и печатные документы, редкая книга и др.).

    На каждую фондовую коллекцию заводится своя инвентарная книга снабженную шифром. Например, книга для записи живописи может иметь шифр "Ж", графики - "Г", скульптуры - "С", археологических коллекций - "А", фотографий - "Ф" и т.д. Инвентарные книги являются юридическим документом музея и поэтому до заполнения мы их пронумеровываем, прошнуровываем и опечатываем печатью нашего учредителя

    Прежде чем сделать запись в инвентарной книге, научные сотрудники, как специалисты по данной отрасли науки и искусства, составляют инвентарные карточки. Сотрудник музея, получивший предмет для инвентарного описания, в возможно более короткий срок изучает предмет, описывает его, после чего предмет вносится в инвентарную книгу за очередным порядковым номером, затем проставляется в соответствующей графе книги постоянных поступлений шифр и инвентарный номер предмета.

    В рамках районной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» Ямальский районный музей тесно сотрудничает с ГКУ ЯНАО «Центр занятости населения Ямальского района» по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан 14 – 18 лет в свободное от учёбы время», в том числе и несовершеннолетних, состоящих на учёте в КДН и детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Ребята работают в музее на должности курьеров, занимаются компьютерным набором текстов, подготовкой документов к прошивке и хранению в архиве учреждения, подготовкой к хранению предметов музейного фонда и другими подсобными работами с экспонатами. Многие из них могут составить научное описание музейного предмета в электронном каталоге КАМИС. В течение года в музее успевают поработать от 10 до 12 несовершеннолетних подростков, которые вносят значимую лепту и даже оставили добрый след в истории музея, это Катя Сорокина, Прохорова Кристина, Панова Эллада, Худи Марта, Тадибе Нина, Худи Дмитрий и многие-многие ребята – учащиеся Ямальской школы-интернат.

    Всего по Договору с ЦЗН за периоды с 2012 – 2016 гг. было трудоустроено на работу в свободное от учёбы время более 50 несовершеннолетних подростков. Из числа несовершеннолетних, состоящих на учёте в КДН и ЗП за отчётный период в музей было трудоустроено: 10 несовершеннолетних подростков с 14 до 18 лет.

    В канун юбилея музея остаются актуальными решения всех социально-экономических, материальных и кадровых проблем музея.

    Основными факторами и главной болезненной проблемой, сдерживающей развитие всех направлений деятельности Ямальского районного музея, являются:

    - недостаток экспозиционных и отсутствие выставочных площадей;

    - отсутствие пространства для проведения культурно-просветительных и образовательных программ;

    - перегруженность помещений, приспособленных для хранения фондов, и невозможность обеспечения нормативных условий хранения и реставрации увеличивающихся фондов;

    - практически полное отсутствие музейной инфраструктуры и сервисных зон для посетителей;

    - отсутствие высококвалифицированных профильных специалистов музейного дела;

    Без решения данных проблем невозможно социально-ориентированное, динамичное и социально-значимое развитие музея. Именно на их решение нацелены соответствующие мероприятия и проекты концепции.

    Рост эффективности деятельности музея, создание оптимальных условий хранения фондов возможны только при условии создания нового музейного комплекса – Ямальскому району нужен новый Музей истории и этнографии, природы края.

    В целях создания условий для социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами, обеспечения инвалидам доступа к произведениям культуры в доступных форматах, к музейной экспозиции, организации их обслуживания в музее, контроля за качеством данной работы в музее необходимо иметь в штате иметь специалиста по работе с инвалидами и маломобильными гражданами.

    Также прилегающая к зданию Департамента образования, где находятся помещения музея, территория и сами музейные помещения, которые могут посещаться инвалидами на колясках, не соответствуют требованиям доступа к зданиям и сооружениям: при входе в музей обязательно должен быть пандус.

    Из-за малой площади хранения и не соответствия температурного режима в холодном балке для хранения (фондохранилище), редкие и ценные предметы истории техники, этнографии, историко-бытовые предметы, археологии, нумизматики, архивные документы хранятся в офисном помещении сотрудников, что является нарушением правил Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. № 842 «Об утверждении Единых правил организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях РФ». На данный момент музей в поиске уникальной площадки. Конечно, нам важна поддержка округа и муниципальных властей. Хотим работать с активными кураторами, художниками, дизайнерами, специалистами и находимся в точке отсчёта нового музея. Надеемся, это будет один из лучших и достойных музеев Ямала!», – отметили сотрудники музея. В последнее время всё-таки появилась надежда, что музей, наконец получит свои площади для работы с посетителями и для хранения и изучения своих богатых по содержанию музейных фондовых коллекций.

    В честь своего юбилея Ямальский районный музей поблагодарил за активное содействие в проведении музейных мероприятий руководителей Ямальской школы-интернат (А.В. Алисеевич), Центр национальных культур (директор С.Э. Чахмар), Ямальское информационное агентство «Яр-Сале-ТВ» (Е.А. Иванова), Ямальскую детскую музыкальную школу (директор В.А. Придеина), ЯЦВР (директор Н.В. Мухамедзянова). За организацию совместных мероприятий и выставок Департамент образования МО Ямальский район (начальник О.В. Щетько), а также всех друзей музей - активных дарителей и всех жителей села Яр-Сале и района за активное участие в во многих музейных мероприятиях (семьи Парсомьянц-Яптик, Волотовских Л.И. и Ю.А., Ф.И. Аксёнову, Худи И.Х., Синицкую Н.П., Карпову О.А., Плесовских В.П., Карасинскую Н.А., Гаврилову Т.З. и многих других, неравнодушных к истории и культуре своего края.

    И.о. директора Ямальский районный музей З.П. Сафарбекова

     

     

    Закрыть
    Сообщение об ошибке
    Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
    Расположение ошибки: .

    Текст ошибки:
    Комментарий или отзыв о сайте:
    Отправить captcha
    Введите код: *

    Закрыть

    Выдержка из Закона N 124-ФЗ

    Классификация информационной продукции

    Глава 2. Классификация информационной продукции

    Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

    См. текст части в предыдущей редакции

    1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

    2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

    1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

    2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

    3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

    См. текст части в предыдущей редакции

    3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

    1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

    2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

    3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

    4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

    5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

    ГАРАНТ:

    Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

    См. текст части в предыдущей редакции

    4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

    См. текст части в предыдущей редакции

    5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

    См. текст части в предыдущей редакции

    6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

    Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

    К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

    Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

    К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

    1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

    2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

    3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

    Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

    К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

    1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

    2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

    3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

    Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

    К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

    1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

    2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

    3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

    4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

    5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.