629700, ЯНАО, Ямальский район, с. Яр-Сале, ул. Советская д.17
Тел. 8(34996)3-04-58
Версия для слабовидящих
Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа»
Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа»

Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа»

Художественное наследие И. Г. Истомина (к 100-летию со дня рождения мастера)

Имя Ивана Григорьевича Истомина связано с тридцатыми годами, когда на Ямале зарождались письменность и национальная интеллигенция малых народностей. Он и стал первым певцом Ямальского Севера. Тема его творчества: тундра, быт обских жителей, самобытная культура малых народностей...

Иван Григорьевич Истомин родился 7 февраля 1917 года в селе Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, в семье коми-рыбака. Детство прошло в низовьях Малой Оби, где в языковой стихии сливаются северные диалекты казымских ханты, ненцев, коми, русских и манси. В трехлетнем возрасте И.Г. Истомин тяжело заболел, на всю жизнь остался инвалидом.

В 1934 году в Мужах окончил семилетку, переехал в г. Салехард, с отличием окончил национальное педагогическое училище в 1938 году. В стенах педучилища был одним из организаторов национального литературного кружка и рукописного журнала «Ямал тату» («Искры Ямала»).

После окончания с отличием училища И. Г. Истомин двенадцать лет преподавал русский, ненецкий языки, графику и рисование в школах Крайнего Севера (1938-1950). Работая педагогом, Иван Григорьевич не ограничивался преподавательской деятельностью. Он изучал быт и нравы малых народностей, ведущих полукочевой и кочевой образ жизни. Именно тогда он увлекся прозой.

Окончательно писательскую судьбу Истомина предопределил его переход на работу в газету «Красный Север», которой он отдал восемь лет своей жизни (1950-1958).

Началом творческой биографии писателя стало первое, опубликованное  в марте 1936 года в окружной газете стихотворение «Олень». С этого времени стихи и рассказы, очерки и публицистические статьи стали систематически печатать в окружных и областных периодических изданиях, литературно-художественных сборниках.

В 1953 году в Ленинграде вышла первая книга Ивана Грирорьевича Истомина – сборник стихов на ненецком языке «Наш Север». В 1955 году Истомин был принят в члены Союза писателей СССР.

С 1959 года Иван Истомин переезжает в г. Тюмень. В течение пяти лет он работает редактором Тюменского книжного издательства по выпуску литературы на языках народов Севера.

С 1965 года Иван Григорьевич перешел на профессиональную литературную работу. Он много пишет на русском, коми и ненецком языках, оттачивая мастерство в различных жанрах. Работал над переводами с русского на ненецкий и коми языки. В 1974 году вышел в свет автобиографический роман «Живун», над которым Иван Григорьевич трудился семь лет.

Первое стихотворение И.Г. Истомина «Олень» было опубликовано в окружной газете в марте 1936 года. С тех пор стихи и рассказы, очерки и публицистические статьи систематически печатались в окружных и областных газетах, в «Омском альманахе», в журналах «Сибирские огни», «Дружба народов», «Урал», «Нева», в журнале коми «Войвывкодзув», в альманахах «Полярный круг» и других. Первая книга Ивана Григорьевича  - сборник стихов на ненецком языке «Наш Север» - издана в 1953 году в Ленинграде. В издательствах Тюменском, Средне-Уральском, «Современник», «Советский писатель», «Художественная литература» увидели свет более 20 книг И. Истомина — повести, рассказы, стихи на ненецком и русском языках, романы «Живун», «Встань-трава».  Разнообразно творчество писателя. Повести и рассказы, стихи и пьесы, очерки и сказки публиковались на русском, ненецком языках, которыми автор владеет так же свободно, как языками коми и ханты. Истомин работал над переводами с русского наненецкий и коми языки. Широкой популярностью пользуются многие стихи Истомина, положенные на музыку местными композиторами.

И.Г. Истомин хорошо известен как прозаик, драматург и поэт. Однако, к сожалению, жители Ямало-Ненецкого автономного округа мало знают о И.Г. Истомине, как художнике.

Рисованием Иван Григорьевич увлекался с детства. Художник проснулся в нем прежде, чем он научился читать и писать. Сначала он рисовал углем на дощечке. Потом вместо угля в руках у мальчишки появился карандаш. Он рисовал реку, по которой плыли лодки и пароходы. Рыбаки вытаскивали сети. Кружились чайки. Лайка сидела на берегу, ожидая свежую рыбину… Свое увлечение Иван Григорьевич пронес через всю жизнь.

Более 40 рисунков Истомина хранятся в фондах Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского. Некоторые из этих рисунков экспонировались на первой и второй художественных выставках в 1947-1948 годах в г. Салехарде.

Имеются документы – книги отзывов посетителей, изучив которые понятно, что талантом Истомнина-художника восхищались и тогда. 

В 1947 году в Салехарде была проведена выставка первая художественная выставка на Ямале. Выставка была приурочена к 30-ой годовщине Октябрьской революции, проходила она в Доме Ненца. В статье директора Дома Ненцев М.А. Вилль, опубликованной в газете «Красный Север» сказано, что посетители особенно отметили работы местного самобытного художника И.Г. Истомина, представившего на выставку картину «Ваули Пиеттомин», сделанную масляными красками. Сюжет картины основан на реальных событиях.

Ваули Пиеттомин (Ваули Ненянг) — руководитель восстания ненецкой и хантыйской бедноты в 1820-е — 1840-е годы.

Родом Ваули был из тундры в низовьях реки Таз. В конце 1820-х годов под его руководстом организовалась группа бедняков, которая нападала на богатых старшин, отбирала у них оленей и раздавала беднякам. В 1839 году Ваули был схвачен и по решению суда отправлен на поселение в Сургут. Вскоре Ваули сбежал и весной 1840 года возглавил новое движение бедноты в низовьях Пура и Таза. Восставшие выдвигали экономические требования: вдвое уменьшить размер ясака, снизить цены на муку, увеличить закупочные цены на пушнину. К отряду Ваули присоединились надымские и ямальские ненцы и нижнеобские ханты. Ваули провозгласил себя «великим старшиной» и заявил, что ненцы не будут выплачивать ясак до тех пор, пока царская власть не удовлетворит его требования.

В январе 1841 с отрядом в 400 человек подошёл к Обдорску, вступил в переговоры с местной администрацией, но был схвачен, арестован и сослан на каторгу в Восточную Сибирь, где и умер.

Момент ареста этого легендарного северного революционера и отобразил на своем полотне Иван Истомин.

Ровно через год, в 1948 году, так же в октябре в Доме Ненца проходила вторая художественная выставка, подготовка к которой была организованна более тщательно.

В фондах музея храниться список работ и участников второй окружной художественной выставки, в котором указаны, работы И.С. Истомина показанные салехардцам выставке в 1948 году:

  1. Картина. «Ленин на Ямале» 1940-е, холст, масло
  2. Рисунок «Газета в тундре», уголь
  3. Рисунок. ???, уголь, мел
  4. «Ненец с книгой», уголь мел
  5. Рисунок «Колхозник И. Тэседа», уголь
  6. Рисунок «Колхозник Х. Тэседа», уголь
  7. Рисунок «Егор Пальчин», уголь
  8. Рисунок «Старик», уголь
  9. Рисунок «Молодой ненец», уголь

Некоторые из этих рисунков хранятся сейчас в фондах нашего музея.

Картина «Ленин на Ямале» написанная по мотивам ненецкой легенды и сейчас является жемчужиной коллекции «Живопись» фондового собрания ГБУ МВК.

Вот что пишет сам Иван Грирорьевич о создании этого живописного полотна:

«Свои мысли о счастье и справедливости народы Севера - ненцы, ханты, селькупы - выражали в устном творчестве: в сказках, сказаниях, легендах…

В 1934 году в конце лета я поехал в Обдорск (Салехард) и поступил учиться в педтехникум. И здесь я также услышал сказки и легенды от юношей-ненцев, знавших и зырянский язык. Среди них выделялся Янгасов Петя, любитель рассказывать небывальщины и предания. От него я и услышал впервые сказ о Ленине, будто бы приезжавшем на Ямал и помогавшем ненцам победить вековечного недруга - Темноту.

С малых лет я увлекался рисованием, но не касался темы о Ленине, в это время уже писал и стихи,  и  даже   рассказы. И вдруг, уже после войны, в 1949 году, когда в Салехарде была создана студия изобразительного искусства, меня осенило написать картину маслом, как и предыдущую «Вавле Ненянг» («Пиеттомин»), и назвать ее «Ленин на Ямале» (Легенда). Я сразу представил  себе  картину:

Ленин будет в малице с опущенным капюшоном возле костра; его слушают ямальские оленеводы; женщина на руках качает зыбку с младенцем; тут же молодой оленевод и седой старик; заслоняя центр костра, его самый яркий огонь, сидит вто­рая женщина спиной к нам, с косами-жгутами на северный лад; налево - белая лайка-оленегонка; сзади людей виднеется часть островерхого чума; позади Ильича на оленьей нарте с прилегшими оле­нями сидит каюр; небо разукрашено северным сиянием, отчего свет как бы двойной на Ленине - теплый от костра и холодный сзади от сияния; время - поздняя  осень,  уже снежок.

Я сделал эскиз картины и поделился с  дипломированным художником Козловым, обслуживавшим строящуюся тогда железную дорогу и приехавшим в отпуск в Салехард. Он одобрил,  потому  что «легенда».

И я начал работать. Сначала делал рисунки с не­большого бюста Ленина, искал правильное осве­щение от костра ночью с помощью свечки, для чего брал бюст на дом.

Картина «Ленин на Ямале» демонстрировалась на окружной выставке и получила единодушное одобрение. Правда, один окружной работник едва не забраковал - не бывал, мол, Ленин на Ямале.»

Картина «Выкуп аманата» поражает богатством оттенков и обладает интересным историческим сюжетом.

К концу 16 века повсеместно в Сибири начинает утверждаться обязательный ясак, вносимый мягкой рухлядью, в основном соболями. Сибирские меха приносили казне огромные доходы. При сборе ясака бывало немало злоупотреблений, о чем доносили в челобитных царю, и царь «безволокитно» отсылал грамоты с предписаниями воеводам. Соблюдение порядка при сборе ясака требовалось и от инородцев. Чтобы они исправно платили ясак, в каждом зимовье держали заложников (аманатов) для которых строили специальные избы, называемые аманатскими, нередко ограждая их частоколом или острогом – высоким забором из стоящих бревен с заостренным верхом. Аманатские избы располагали и в крепостных стенах, окружавших все поселение. В этом случае аманаты имели возможность через специальные окна общаться со своими родственниками, пришедшими заплатить ясак, которых из соображений безопасности не пускали внутрь острога.

Все эти картины, являются как яркими свидетельствами эпохи, так и  бесспорным доказательством самобытного художественного таланта Ивана Григорьевоча. Эти уникальные полотна являются гордостью коллекции «Живопись» Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставоного комплекса им. И.С. Шемановского. В фондах музейно-выставочного комплекса хранятся также личные вещи Ивана Григорьевича, множество фотографий и документов, рукописи его произведений, книги на русском языке и языках народов Севера.

Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа»
Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа»
Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа»
Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа»
Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа»
Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа»
Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа»
Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа»
Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа» Обменно-передвижная выставка из фондовой коллекции МВК имени И.С. Шемановского «Творящий силой духа»
Дата создания: 28-06-2017
Дата последнего изменения: 28-06-2017
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: