629700, ЯНАО, Ямальский район, с. Яр-Сале, ул. Советская д.17
Тел. 8(34996)3-04-58
Версия для слабовидящих
Передвижная музейная выставка "Люди Ямальского Севера в фотообъективе В.П. Евладова 1928-1936 годы" в филиале МБУК ЯЦКС "Сеяхинский дом культуры"
Передвижная музейная выставка "Люди Ямальского Севера в фотообъективе В.П. Евладова 1928-1936 годы" в филиале МБУК ЯЦКС "Сеяхинский дом культуры"

Передвижная музейная выставка

"Люди Ямальского Севера в фотообъективе В.П. Евладова 1928-1936 годы"

в филиале МБУК ЯЦКС "Сеяхинский дом культуры"

Сегодня имя Владимир Петрович Евладов (1893 – 1970)известно всем жителям Ямала, а его роль в изучении Ямала, в описании культуры и хозяйства его жителей накануне коренной ломки, принесенной коллективизацией, трудно переоценить.

В 1926году В.П. Евладов уезжает в свою первую экспедицию на Ямал – топографом передвижного лечебного отряда Уральского облздравотдела. В то лето на оленях и пешком было пройдено около 300км – от Нового Порта до озера Ярро-то и далее на юг к пескам Пуйко на Оби.

1928год – Уральский облисполком направляет специальную научно – промысловую экспедицию на полуостров Ямал для обследования хозяйства и быта его кочевого населения от нижнего течения Оби до крайнего севера Ямала, включая остров Белый. Руководство экспедицией поручено В.П.Евладову. Ее участники встретились с сотнями кочевых жителей Ямала – ненцами, хантами, коми. Они передвигались с ними на лодках и нартах, жили в их чумах, охотничьих лагерях и факториях. Экспедицией В.П.Евладова были проведены первые топографические съемки местности ряда внутренних районов Ямала, дано детальное описание сезонных мест расселения, путей кочевок ямальских ненцев, их оленеводства, морского зверобойного и охотничьего промыслов. Именно Евладов первым узнал об археологических памятниках древних морских охотников – «сиртя».

По материалам и впечатлениям Ямальской экспедиции В.П.Евладовым в 1930году была издана книжка под названием «В тундрах Ямала», опубликованы научные статьи и небольшие рассказы в журналах «Уральский охотник» и «Уральский следопыт». В журнале «Вопросы Арктики» им была опубликована карта Ямала.

Кроме отчетов и дневников от экспедиции Евладова остались десятки стеклянных пластинок с фотографиями. Евладов оказался замечательным фотографом, сумевшим запечатлеть жизнь и облик жителей Ямала, какими они были более 80лет назад. Впервые несколько этих фотографий в виде крошечных черно-белых отпечатков были воспроизведены в евладовской книжке 1930-го года.

На выставке представлены фотокопии фотографий В.П. Евладова, на которых запечатлено коренное кочевое население, проживающего на Ямале после революционных событий в 1917 году в специальной научно-промысловой экспедиции с апреля 1928 по апрель 1929 годы.

Например, фотография четы молодых супругов в семье Яркулона Тусида: он – 12-летний муж, она – 14-летняя жена. Они живут, как дети-подростки, но работают уже, как взрослые. Супругами будут, как объясняет отец, «когда придет время – сами узнают».

На следующей фотографии запечатлен могущественнейший шаман общих рыбных промыслов (на салмах – островах) МандрТибичи (слева), рядом его жена Мятти, его зять ТайнчеттеВэле, слева их дочь Таисия с маленьким сыном.

Внимание посетителя обратит на себя еще одна интересная фотография, где запечатлена Величайшая святыня на Ямале – жертвенник «Хаген-сале» на берегу пролива Малыгина. Этот жертвенник посвящен женщине и овеян легендой. Когда-то очень давно на этом месте охотились молодые охотники с луками и стрелами на диких оленей. Им удалось окружить большое стадо оленей, в котором выделялось красивая белая важенка. Один охотник прицелился в нее, спустил стрелу и попал в самое сердце. Когда снимали тонкую белую шкуру, нож охотника уперся в область живота в металлическое препятствие. Приподняв шкуру и разрезав ее дальше, охотники увидели под шкурой большую медную пряжку, какую носят на поясе женщины. Важенка оказалась заколдованной женщиной, ей принесли жертву и начали собирать этот жертвенник. Теперь он известен за пределами Ямала. Пуданиси Ямал угощает главного сядая вином. Рядом НяюВэненга.

На следующей фотографии – грудной ребёнок уложен в глухой меховой мешок-люльку и пеленается в тонкие телячьи шкурки (с мягкой, скобленной стружкой, поверхностью-чипом), заменяющие в хозяйстве полотенца. Ребёнок часами остаётся на воздухе под надзором матери или других старших лиц.Мать кормит грудных детей очень долго, иногда до 5 лет

А на другой фотографии изображенПапка Езынги, который уже расстался с мешком-люлькой для грудных детей. Теперь у него больше самостоятельности, он нетвердо бродит по стану, хватается за нарты и приобретает кое-какой опыт. Его игрушками являются: веревочка, напоминающая олений аркан; палочка-вроде отцовской трубки; кукла, лицо которой сделано из носа гуся, прикрепленного основанием к тушке из лоскутка меха или просто палочке, и завернутого в другой меховой лоскут.Он сам ходит по стану, где его никто не обидит – олени к ходячему ребёнку не подходят, а собаки на него не обращают внимания.

Женские шубы (ягушки) шьются часто с красивыми наборами белых, коричневых и чёрных оленьих мехов. Также украшается и женская шапка (совода) типа капора, надевающаяся как и у русских-сверху. Совода сзади всегда имеет тяжёлые медные подвески (ромбы, овалы, квадраты,круги и пр.). Именно об этом рассказывает еще одна фотография В.П. Евладова.

Следующий сюжет рассказывает, что оленей для пищи ненцы не убивают, не режут, а душат мертвой петлей на аркане, чтобы не потерять ни капли крови.

Задушенного оленя быстро свежуют и тушу разрезают вдоль на две половины. В ребрах одной из них собирают всю кровь, другую режут на большие куски, которые складывают в кровавое озеро в ребрах первой половины и… лакомый завтрак («айбарч») готов. И летом, и зимой все присутствующие мужчины садятся вокруг приготовленного оленя и, вынув свои индивидуальные ножи из ножен у пояса, приступают к поеданию сырого и теплого еще мяса, обмакивая куски в кровь. После мужчин садятся к «айбарчу» женщины и дети. Обычно от первой половины оленя остается немного для варева в котле, так как сырое мясо предпочитается вареному.

Евладов-писатель, Евладов-фотограф, Евладов – тонкий и доброжелательный исследователь жизни ненцев Ямала вообще остался неизвестным новому поколению северян. Семьдесят лет спустя, благодаря усилиям Александра Пики имя Владимира Евладова теперь навечно вписано в историю Ямала.

Владимир ПетовичЕвладов прожил большую и нелегкую жизнь. И вся она так или иначе была связана с Севером. В 1930-е годы Евладов продолжал работать в организациях, связанных с освоением северных территорий. В годы ВОВ работал как военный топограф. В 1967году он был приглашен в Москву для участия в работе 7 Международного конгресса антропологических и этнографических наук. Как исследователь и практический работник, главную цель своей деятельности, главный смысл своей жизни он видел в том, чтобы не только изучать историческое прошлое, но и современные этнокультурные процессы, чтобы ускорить переход этнических культур на более высокий уровень.

Передвижная музейная выставка  "Люди Ямальского Севера в фотообъективе В.П. Евладова 1928-1936 годы"  в филиале МБУК ЯЦКС "Сеяхинский дом культуры" Передвижная музейная выставка  "Люди Ямальского Севера в фотообъективе В.П. Евладова 1928-1936 годы"  в филиале МБУК ЯЦКС "Сеяхинский дом культуры" Передвижная музейная выставка  "Люди Ямальского Севера в фотообъективе В.П. Евладова 1928-1936 годы"  в филиале МБУК ЯЦКС "Сеяхинский дом культуры"
Дата создания: 16-11-2019
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: